История и методология математики для специальности "Математика"
Кафедра математического анализа:
Автор программы: доц. Марков С.Н.
Лектор: доцент Марков С.Н.
Цель преподавания дисциплины - знакомство студентов с исторической математикой, с историей происхождения и развития некоторых основных понятий и методов математики.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника - Данный курс истории математики читается на заключительном этапе подготовки студентов и является общематическим курсом. Он тесно увязан с читаемыми ранее курсами математического анализа, алгебры и геометрии. Такие важные темы, как "Условия непрерывности суммы ряда непрерывных слагаемых" или "Классификация аналитически изобразимых функций" рассматриваются сначала в курсе математического анализа, а затем закрепляются в курсе истории математики. Рассмотрение в курсе истории математики элементов геометрии на проективной плоскости и элементов теории Галуа существенно дополняет основные курсы алгебры и геометрии. Многие задачи из рассмотренных ранее на практических занятиях по математическому анализу, алгебре и геометрии решаются в курсе истории математики различными историческими методами.
Требования к уровню освоения содержания курса.
- уметь дать краткую характеристику основных периодов в развитии математики,
- уметь с помощью литературы ответить на вопросы по курсу истории математики, сформулированные в конце глав,
- уметь с помощью выдаваемой им учебной и методической литературы решать типовые задачи исторической математики, увязывая их исторические решения с современными,
Содержание курса
Разделы курса - Курс содержит следующие основные разделы: "Предмет истории математики", "Число", "Алгебра", "Геометрия", "Анализ".
Темы курса и их краткое содержание - Что, как и на основе чего изучает история математики. Характер и значение исторической математики. Основные периоды в развитии математики. Происхождение натуральных чисел, натуральные числа как конечные кардинальные числа. Происхождение рациональных чисел, теория отношений пифагорейцев, открытие несоизмеримости. Происхождение отрицательных и комплексных чисел. Понятие величины у Евдокса, аксиомы и модели вещественных чисел. Создание алгебры как символического исчисления. Геометрическая алгебра пифагорейцев. Проблема решения в радикалах алгебраических уравнений. Некоторые пути формирования новой алгебры во второй половине XIX века. Происхождение первых геометрических фигур и тел. Геометрические сведения в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне. Превращение геометрии в дедуктивную систему. "Конические сечения" Аполлония. Создание аналитической геометрии. Создание классической дифференциальной геометрии. Геометрия на проективной плоскости. Предыстория проективной геометрии. Развитие проективной геометрии в первой половине XIX века. Проективная классификация типов геометрий по Клейну. Метод "исчерпывания" Евдокса, интегральные и дифференциальные методы Архимеда. Интегральные и дифференциальные методы в Европе первой половины XVII века. Создание основ дифференциального и интегрального исчисления в работах Ньютона и Лейбница. Проблема обоснования дифференциального исчисления. "Аналист" Дж. Беркли. Краткая характеристика дифференциального и интегрального исчисления в XVIII веке. Перестройка основ математического анализа в XIX веке. Интегралы Римана и Дарбу. Возникновение понятия меры множества. Мера и интеграл Лебега. Проблема восстановления примитивной функции. О преподавании основ анализа. История отечественной математики.
Примерные контрольные вопросы и задачи для самостоятельной работы.
Примерные вопросы:
- Назовите четыре периода в развитии математики. Какие ступени в преподавании математики соответствуют этим периодам?
- Что означает несоизмеримость? Почему открытие несоизмеримости привело к кризису философии и математики пифагорейцев? Назовите пути выхода из этого кризиса.
- Объясните с точки зрения теории Галуа, почему задачи удвоения куба и трисекции угла не решаются построением с помощью циркуля и линейки?
- Что такое аналитическая геометрия по форме и по содержанию?
- В чём отличие вейерштрассовского определения интеграла от его определения по Лейбницу?
- В чём состоит проблема обоснования дифференциального и интегрального исчисления?
Примерные задачи:
- Покажите, что соимеримость есть отношение эквивалентности на множестве отрезков.
- Покажите, что уравнение 3x5 - 25 x3 - 750x + 15 = 0 не разрешимо в радикалах.
- Проведите элементарный вывод уравнения касательной к кривой y = xn при n - натуральном.
- На числовой прямой указаны только точки 0, 2 и 3 . С помощью только линейки постройте точку 6.
- Применяя механический приём Архимеда, найдите центр тяжести полушара.
- Методом интегральных сумм Архимеда установите основное свойство логарифмической функции.
- Методом "неделимых" докажите теорему Архимеда _ Паппа - Гульдина.
- Методом "неделимых" выведите формулу интегрирования по частям.
- Выведите аналог теоремы о предельном переходе в неравенстве в рассматриваемой формализации "исчисления дифференциалов" Лейбница.
- Проведите доказательство теоремы Ферма о локальном экстремуме в рассматриваемой формализации "исчисления дифференциалов" Лейбница.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
Становление и развитие понятия интеграла.
метод интегральных сумм Архимеда, интегральные методы Кеплера, Ферма и Паскаля; интеграл Коши, интеграл Римана, интеграл Лебега; дальнейшее развитие понятия интеграла.
механический приём Архимеда; метод "неделимых"; интеграл Лейбница; интеграл в формализации классического анализа бесконечно малых; интеграл в нестандартном анализе.
Становление и развитие понятия предела.
Метод "исчерпывания" Евдокса; метод "первых" и "последних" отношений Ньютона; "исчисление нулей" Эйлера; понятие предела у Даламбера и Гурьева; понятие предела по Больцано - Коши - Вейерштрассу; общее (топологическое) определение предела.
Теория отношений.
Теория отношений пифагорейцев; теория отношений у Евдокса; метод "первых" и "последних" отношений Ньютона; "исчисление нулей" Эйлера; отношение переменных величин и "о - символика".
Формирование элементов ТФДП. (по книгам Ф.А.Медведева, Н.Н.Лузина, Р. Бэра + "История математики. Анализ. Часть II")
Математика Древней Греции. (по книгам Г.Цейтена, И.Г. Башмаковой , М.Я. Выгодского, по работам Архимеда, по "Хрестоматии по истории математики" и др.)
Примерный перечень вопросов и задач к экзамену по всему курсу.
Все 54 вопроса и около 160 задач, выносимые на экзамен, указаны в литературе [5-10], выдаваемой преподавателем каждому студенту. Примерный вариант билета на экзамене:
Билет №13
- Объясните с точки зрения теории Галуа, почему задачи удвоения куба и трисекции угла не решаются с помощью циркуля и линейки.
- Укажите дескриптивное определение интеграла у Лебега. К чему свёл Лебег проблему интегрирования?
- "Куча, её 1/3, её 1/8 составляют 7". Определить величину "кучи" [5, стр. 24-25].
- Для алгебраического уравнения x3 - 6x - 6 = 0 укажите его резольвенту и радикальное выражение для корней, постройте группу Галуа и её композиционный ряд [5, стр. 55-68].
- Проведите элементарный вывод уравнения касательной к кривой y = xn при n - натуральном [5, стр. 82-84].
- Восстановите неверное доказательство по методу "неделимых" теоремы о том, что площадь параллелограмма равна произведению его сторон [7, стр. 21-22].
- Покажите, что функция Дирихле не входит в класс В1, но входит в класс В2 [8, стр. 12-14].
- Используя механический приём Архимеда, найдите центр тяжести сектора круга [7, стр. 11-13].
- В указанной формализации "исчисления дифференциалов" Лейбница найти интеграл от х3 по отрезку [0, 2] [7, стр. 39-42].
Распределение часов курса по темам и видам работ.
| | | Аудиторные занятия | |
---|
| | | в том числе | |
---|
№ | Наименования | Всего часов | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа
|
---|
|
1 | Предмет истории математики. Формы историко-математических исследований. Характер исторической математики. | 2 | 2 | - | Основные этапы в развитии математики.История отечественной математики
| 2 | Число. Происхождение натуральных чисел и построение совокупности кардинальных чисел. Теория отношений пифагорейцев, открытие несоизмеримости, определение величины по Евдоксу. Определение и различные модели вещественных чисел | 4 | 4 | - | Происхождение отрицательных чисел. Происхождение мнимых и комплексных чисел.Вопросык главе "Число" [5 , стр. 41-42]
| 3 | Алгебра.Геометрическая алгебра пифагорейцев, аналитический метод, первые неразрешимые задачи.Решение алгебраических уравнений 2-й, 3-й и 4-й степени в радикалах. Проблема решения алгебраических ур-ний высших степеней в радикалах в работах Эйлера, Лагранжа, Коши, Руффини, Абеля и Галуа. Основная теорема теории Галуа. Решение задач геометрической алгебры пифагорейцев с точки зрения теории Галуа. Понятие о группе Ли обыкновенного дифференциального уравнения. | 6 | 6 | - | Происхождение алгебраической символики.Алгебра Диофанта.Доказательство теоремы Руффини.Некоторые другие пути формированияновой алгебры во второй половине XIX века.Вопросык главе "Алгебра" [5 , стр. 74-75]
| 4 | Геометрия.Создание аналитической геометрии.Введение кривых второго порядка, "Конические сечения" Аполлония.Элементы синтетической геометрии на проективной плоскости, теоремы Чевы, Менелая, Паппа, Дезарга, Паскаля, Брианшона, Аполлония - Штейнера, принцип двойственности.Ведение однородных проективных координат.Классификация типов геометрий по Клейну. | 8 | 8 | - | Происхождение первых геометрических фигур и тел.Геометрические сведения в Древнем Египте и Вавилоне.Превращение геометрии в дедуктивную систему.Создание классической диффер-ной геометрии.Вопросык главе "Геометрия" [5 , стр. 126-127]
| 5 | Анализ.Основные направления в развитии математического анализа.Механический приём Архимеда для нахождения площадей, объёмов и центров тяжести.Метод "неделимых".Классический анализ бесконечно малых и его формализация.Метод исчерпывания Евдокса, интегральные и жифференциальные методы Архимеда.Аналитически изобразимые функции. | 10 | 10 | - | Интегральные методы Кеплера, Ферма и Паскаля.Дифференциальные методы Галилея - Роберваля, Декарта и Ферма. Теорема Барроу о связи между интегральными и дифференциальными методами.Интегралы Римана и Дарбу. Мера и интеграл Лебега.Вопросы к главе"Анализ" [5 , стр. 196-197]
| - | Итого | 30 | 30 | - | -
| |
|
Форма итогового контроля
В каждом билете на экзамене по 2 вопроса из числа вопросов в [5] к главам "Число", "Алгебра", "Геометрия", "Анализ" и по 7-10 задач и упражнений из [5-10].
Список литературы.
- История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. - М.: Наука, 1970-1972. - Т. 1-3
- Математика XIX века. - М.: Наука, - Т. 1, 2, 3,..
- Хрестоматия по истории математики. - М.: Просвещение, 1976-1977. - Кн. 1, 2.
- сб. "Историко-математические исследования". - М.: ГТТИ - Наука.
- Марков С.Н. Курс истории математики. - Иркутск: изд-во ИГУ, 1995. - 248с.
Историческое введение в теорию Галуа: методические указания. / Сост. Марков С.Н. - Иркутск: Иркутский университет, 1997.
- Историческое введение в анализ бесконечно малых: методические указания. / Сост. Марков С.Н. - Иркутск: Иркутский университет, 1997.
- История математики. Анализ. Часть II : методические указания. / Сост. Марков С.Н. - Иркутск: Иркутский университет, 1996.
- Дополнительные задачи по курсу истории математики: методические указания. / Сост. Марков С.Н. - Иркутск: Иркутский университет, 1997.
- Механический приём Архимеда для нахождения площадей, объёмов и центров тяжести: методические указания. / Сост. Марков С.Н. - Иркутск: Иркутский университет, 1993.
- Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. - М.: Наука, 1989. - Т. 1. - 456с.
- Рыбников К.А. История математики. - 2-е изд. - М.: изд-во МГУ, 1974. - 456с.
- Песин И.Н. Развитие понятия интеграла. - М.: Наука, 1966. - 207с.
- Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. - М. - Л.: ОГИЗ, 1946. - 247с.
- Башмакова И.Г. Диофант и диофантовы уравнения. - М.: Наука, 1972. - 68с.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.: Просвещение, 1981 - 1983.
|